Логопункт МБОУ «гимназия №166  г. Новоалтайска»

 расположен на третьем этаже (справа), кабинет №16

Сведения о педагоге.

 Учитель-логопед Самарова Татьяна Николаевна.

Педагогический стаж работы:35 лет.

Квалификационная категория – высшая.

ГРАФИК РАБОТЫ на 2013/2014 учебный год

логопункта МБОУ «гимназия № 166 г.Новоалтайска»

Понедельник   10.35—15.35

Вторник           10.35—15.35

Среда               10.35 – 15.35

 

Четверг     10.35—15.35        

Пятница   10.00 – 15.00

 

Уважаемые родители! Вы можете ознакомиться с документом, на основании которого работает наш школьный логопункт

Несколько слов о нашем школьном логопунктекабинет расположен рядом с учебными классами начального обучения и отвечает всем санитарно – гигиеническим требованиям. Помещение логопункта зонировано: выделена зона индивидуальных занятий (для обучения правильному звукопроизношению) с  зеркалом; зона для проведения фронтальных (групповых) занятий с доской, демонстрационным панно и столами для детей. Кабинет оснащен специальным учебным материалом для преодоления нарушений письменной речи, богатым игровым дидактическим материалом, в частности: книгами, пособиями, играми, картинами, комплектом специального логопедического оборудования для постановки звуков, развивающими настольными играми и игрушками.

Что такое «школьный логопункт»?

 

        В нашем городе логопеды работают в следующих школах: №1, 9, 10, 30, 166. В каждой из этих школ оборудован логопедический кабинет, куда всегда бегут ученики, обращаются с разными вопросами родители. В моей практике работы в школе встречаются случаи, когда родители при выборе школы для  ребенка ориентируются не только на определенную программу и конкретного  учителя, но и на то, работает ли  логопед в данной школе.

 

         Практически все мы, взрослые, рано или поздно переступаем порог школы уже не в качестве учеников, а в качестве родителей: мам и пап, бабушек и дедушек. Момент волнующий, ответственный и для будущего ученика, и  для старшего поколения семьи.  В наше время чаще всего это происходит в процессе предшкольной подготовки. На занятиях с ребятами работает учитель начальных классов и учитель-логопед. Во многих школах выделяются специальные часы для индивидуальной работы, там и происходит более близкое знакомство логопеда с вашим малышом. Конечно же, в вашем присутствии. Наблюдая за ответами ребенка, вы можете сами сделать вывод об уровне развития сына или дочери. Со своей стороны, логопед даст вам квалифицированную консультацию, подскажет, над чем нужно дополнительно поработать.

    Возможно, вы приведете (или уже привели) своего первоклассника в школу только 1 сентября. Тогда логопед обследует уровень речевого развития  в начале учебного года, познакомит вас с результатами. Но школьная жизнь уже началась и времени «на подготовку к школе» уже нет – надо учиться!

    Еще один важное наблюдение. Я встречала родителей, которые как будто стесняются того факта, что до школы их ребенок посещал коррекционную группу. Скажите, а кто-нибудь стыдится того, что у него простуда или он ногу подвернул? Нет? Все знают: надо лечить – и все будет хорошо! Это же так замечательно, что вы, родители, помогли ребенку подготовиться к новой школьной жизни, ведь маленький человечек порой очень нуждается в помощи,  его еще достаточно просто научить правильно говорить и логически мыслить. В школе детям с нерешенными проблемами развития очень трудно! А впереди у них как минимум 9 лет непростой школьной жизни…

            Итак, учебный год наступил, с 15 сентября начались занятия на школьном логопункте. Они проводятся в небольших группах – до 6 учеников, называются «фронтальные логопедические занятия». Проводятся они два-три раза в неделю, по сорок минут. Логопед поможет первоклассникам пополнить словарный запас, научит правильно строить предложения, пересказывать и составлять рассказы, поработает над дикцией и выразительностью речи. Во втором полугодии большое внимание уделяется умению хорошо различать звуки и буквы; без «особенных», логопедических ошибок читать и писать простые слова и фразы. И все это в непринужденной обстановке, с большим количеством игровых моментов, тесном взаимодействии с каждым учеником.

       Другая форма работы логопеда – индивидуальные занятия по коррекции (исправлению) звукопроизношения. Проводит их педагог с теми детьми, которым неправильное произношение может помешать успешной учебе. Приведу пример речи одного из моих первоклашек: «А Сейоза сяс на пейемене дьяйся» - «А Сережа сейчас на перемене дрался». Делайте выводы сами…

        Основное внимание и время школьного логопеда уходит именно на первоклассников, поскольку правильнее не допустить нарушений письменной речи, чем потом ее исправлять.

  С учениками вторых, третьих и четвертых классов также проводятся фронтальные занятия, только теперь это уже работа по исправлению нарушений письма и чтения. Этому вопросу будет посвящена следующая консультация.

Я хочу познакомить Вас с тем, какие цели и задачи стоят перед учителем-логопедом в работе с детьми 1-4 классов. Занятия проводятся в группах по 5 - 6 детей. 1 классы: 2-3 раза в неделю, 2, 3 и 4  классы: по 2 раза в неделю.

       Дети 1 классов, зачисленные для занятий в логопункт, имеют речевое заключение: ОНР (общее недоразвитие речи). Дети с ОНР III-IV уровня не всегда могут достаточно успешно обучаться по общеобразовательной программе школы наравне с детьми, не имеющими нарушений речи. У них страдают все компоненты речевой системы:

  1. Возможно неправильное произношение звуков, замены и смешение их в речи, неумение различать на слух «похожие» звуки: гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие.
  2. Запас слов (лексический запас) ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен.
  3. Умение правильно строить предложения не соответствуют возрастным требованиям: грамматический строй недостаточно сформирован, отсутствуют сложные грамматические конструкции, наблюдаются множественные аграмматизмы (нарушения в построении и согласовании слов «по смыслу»).

в) недостаточное развитие связной речи.

  1. Неловкость в движениях. Моторная функция недостаточно развита: часто наблюдается общая моторная неловкость, а также страдает мелкая моторика (ребенок не может правильно держать ручку, не работает в пределах заданной строчки).
  2. Недостаточно развиты психические процессы (внимание, память, воображение, мышление). 

Все эти нарушения входят в понятие: ОНР

Программа по предупреждению нарушений письменной речи у учащихся 1 классов с ОНР (общее недоразвитие речи)

Что такое дисграфия и дислексия?

           Нарушения чтения и письма среди детей с нормальным интеллектом распространены во всем мире. Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — .приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма. Частичное нарушение процесса чтения называется дислексией.

            Нарушения письма выявляются у 20-30% учеников 2-4 классов общеобразовательных школ.

 

            Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфиясочетается с дислексией (нарушением чтения). Любые нарушения письменной речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Они влияют  на формирование личности ребенка, могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких отрицательных качеств характера как застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности, раздражительности, агрессивного поведения по отношению к сверстникам и взрослым вплоть до отказа от посещения школы. Все это отрицательно сказывается не только на овладении грамотой, но и на успеваемости в целом, а в дальнейшем и на выборе профессии.

         Кроме того, исследования врачей – педиатров и гигиенистов показывают,  что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения.

       Во втором классе основная работа логопеда проводится над устранением  акустической дисграфии, при которой происходит нарушение различения звуков на слух, а значит, соответствующих букв на письме: гласных и согласных; звонких и глухих; твердых и мягких согласных и других звуков, сходных на слух. Произношение звуков у детей в большинстве случаев нормальное. Но в письменной речи дети допускают много ошибок: заменяют, пропускают буквы. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы (звука) и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. Без специальных занятий и систематических упражнений устранить такое нарушение невозможно.

 

Я предлагаю Вам прочитать один из диктантов, в котором имеются такие характерные ошибки.

Кот

         У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Диктант, написанный учеником 2 класса:

                                                                                            кот

«У Мишы жыл ката. звали ката рыжек хвостурышыка пушистыМалиик уаста играл с котой Они были друся»

Ниже  вы можете ознакомиться с целями и задачами программы работы логопеда с детьми 2 классов

Программа коррекционной работы с группой учащихся  2 классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные  ОНР с преобладанием акустической дисграфии

В 3 и 4 классах основная работа проводится над умением правильно строить предложения, согласовывать слова между собой, без ошибок записывать их в тетради, находить самостоятельно и исправлять ошибки в своих работах.

 Самое частое нарушение письма детей 3-4 классов – это аграмматическая дисграфияпроявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Нарушение письма при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, проявляется на письме множеством специфических ошибок: искажения морфологической структуры слова , замена частей слова, нарушения при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения; затруднения при построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушения последовательности слов в предложении. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития и отмечается у детей с ОНР.

Я предлагаю Вам прочитать один из диктантов, в котором имеются такие характерные ошибки.

Отрывок из диктанта:

«Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лег на ветки ели и яблони…»

Так написал этот диктант ученик, имеющий дисграфию:

«Осень задершалась. Долго незамирзали зыприе блота и реки. Но вот осение дожды мытовали. Морос сквал землю и воду. Ночыю повамин клотями снег. Ранииснек лек наветки ияблони…»

Ниже вы можете ознакомиться с целями и задачами программы работы логопеда с детьми 3-4 классов

     Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения (с 1 по 15 сентября) и после него в конце учебного года (с 15 по 30 мая).

    Устранение проблем  нарушений письменной речи помогает детям с речевыми нарушениями реабилитироваться в социуме, реализовать свои возможности интеллектуального и творческого потенциала через учебную и коммуникативную деятельность.

На странице логопеда будут размещаться следующие материалы:

  • Расписание занятий с детьми
  • Сведения о посещаемости занятий обучающимися, зачисленными в логопункт
  • Консультации для родителей
  • Индивидуальные домашние задания