Сохранение и укрепление здоровья школьников

Одним из главных направлений деятельности педагогического коллектива является забота о здоровье обучающихся, создание и улучшение условий, гарантирующих социальную их защиту, выполнение краевых программ «Здоровье», пропаганда здорового образа жизни, ежегодное оздоровление детей в лечебно-профилактических санаториях.

В учебно-воспитательном процессе используются здоровьесберегающие технологии в обучении гимназистов, созданы комфортные психологические условия для успешной учебы, используется педагогика сотрудничества, учение без принуждения, создаются ситуации успеха, учащимся предоставляется выбор форм и видов учебной деятельности, полностью выполняются все санитарно-гигиенические нормы.

Здоровьесберегающие технологии в гимназии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, личностно-развивающих ситуаций. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Проведение ежегодного медицинского обследования, позволяет выявить детей, имеющих различные заболевания. Для этой категории учащихся введен специальный предмет – лечебная физкультура. Организация спортивной деятельности школьников осуществляется в соответствии с областной программой «Охрана и укрепление здоровья».

В учебный план введен третий час физической культуры. Во второй половине дня работают спортивные секции по футболу, волейболу, баскетболу, созданы две футбольные команды. Охвачено спортивно-массовой работой 80% школьников. Заряд бодрости получают дети во время занятий в спортивных секциях.

Педагоги начальной школы используют здоровьесберегающие технологии Базарного. Для учащихся созданы условия, позволяющие сохранять и укреплять здоровье на уроках и во внеурочной деятельности.

Основные принципы технологии В. Базарного:

 

  • учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым, сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма;
  • в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке специальные офтальмотренажеры . Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета;
  • с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен класса;
  • важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.